Главная » Статьи » Статьи » История |
Рост производительных сил, постепенное развитие товарно-денежных отношений, преодоление остатков феодальной раздробленности, формирование всероссийского рынка, укрепление экономических, внутри- и внешнеполитических позиций Московского государства, необходимость укрепления господства правящего класса требовали постоянного расширения и совершенствования государственной системы почтовой связи. ![]() В 1665 г. царь Алексей Михайлович (1645 - 1675) распорядился организовать первую регулярно действующую почту для связи с зарубежными странами. В следующем году была основана почтовая линия на Ригу (Лифляндия), установлена почтовая связь с Курляндией и Швецией. Регулярную почту организовал голландец Ван Сведен (Ян фан Свиден, Иван фон Сведен), а в 1668 г. она была передана Леонтию Марселиусу (Марселису). После его смерти в 1670 г. почтой ведает брат Леонтия Петр, а затем отец, тоже Петр Марселиус, с 1675 г. - первый русский почтмейстер Андрей Андреевич Виниус, а с 1693 г. - его сын Матвей Андреевич. Однако подлинным организатором и руководителем постоянно действующей государственной почты в России и ее международных линий был один из выдающихся прогрессивных деятелей второй половины XVII в., глава Посольского приказа боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605 - 1630), "царской большой печати и государственных великих посольских дел оберегатель", т. е., как называл его историк В. О. Ключевский, государственный концлер. А. Л. Ордин-Нащокин основал в 1669 г. и вторую важную международную линию, так называемую Виленскую (или Смоленскую), которая связала Москву с Польшей через Можайск, Вязьму, Смоленск, Могилев, Минск на Вильну, где тогда находилась резиденция польского короля. Оттуда при необходимости почту доставляли в Кенигсберг и передавали почте Турн-и-Такси-сов. В заключенном Ордин-Нащокиным Андрусовском перемирии (1667) России с Речью Посполитой в пункте об организации этой линии впервые в России официально употребляется слово "почта". ![]() Ямской гоньбой из Рижской и Виленской линиям ведал не Ямской, а Посольский приказ. ![]() Русский повоз разделился на три подати: подводную, ям и корм. Официальных лиц и гонцов стали возить ямщики (ямские охотники - выбранные добровольцы). Тяглые крестьяне были обязаны доставлять только грузы (эта повинность называлась подводной, или просто подводой). Население, кроме того, обязывалось снабжать проезжающих продуктами, а лошадей фуражом. Получая ханские ярлыки на княжение, русские князья, а затем великие князья Московские строго следили за исправностью ямской гоньбы. Для укрепления своей власти они нуждались в государственной системе транспортных перевозок и службе гонцов. По существу, и в этом Московское государство предвосхитило государственную почтовую службу в Западной Европе. mnogomarok.ru | ||
Просмотров: 368 | | |
Всего комментариев: 0 | |