|
Военные корабли южан, вышедшие в океан, были классическими каперами. Капер, как известно, это судно, получившее от своего правительства официальное разрешение на захват торговых кораблей противника (а при удаче, понятно, и драться с его военными кораблями, если есть надежды на победу). Другое дело, что северяне Конфедерацию не признавали в качестве независимого государства и называли каперов Юга «пиратами».
Одним из таких южных каперов был небольшой парусно-винтовой торговый пароход «Самтер», на котором установили пять пушек. Капитаном этого судна был назначен Рафаэль Семмс (1809 г.р.). После долгого плавания и войны, нанеся Северу ущерб примерно на миллион долларов, Симмс добрался до Гибралтара, где сошел на берег со своими людьми: за долгое плаванье «Самтер» совершенно износился и к новому выходу в море был непригоден.
Вся команда с капитаном во главе отправилась в Англию, где на Ливерпульской верфи фирмой «Лэрид» строился деревянный трехмачтовый корвет, способный ходить и под парусами, и с помощью двух паровых машин. Водоизмещение «Алабамы» составляло 1050 тонн, а ее паруса и машина позволяли развивать скорость до 15 узлов. Английские кораблестроители, всегда славившиеся качеством своих творений, и на этот раз потрудились на славу, построив действительно прочное и быстроходное судно.
Название у него было чисто условное: «Номер 290». «Номер» этот мгновенно привлек внимание северной разведки: понимающему глазу сразу видно было, что строится военный корабль…
Как докладывал шпион-северянин, «доски его обшивки законопачивались по мере их установки; оно построено из самого лучшего английского дуба, который только можно достать». Каждая доска, каждая деревянная часть были тщательно проверены после обработки. Большое количество древесины в ходе постройки забраковано, чтобы, как сказал плотник, не было ни малейших изъянов. Каждая деревянная часть обшивки крепилась медными болтами длиной 18 футов и 21,2 или 31,2 дюйма в диаметре. Оснащение кормовой части целиком медное и латунное. Фактически, как заявил джентльмен, руководивший постройкой судна, «они не могли бы получить ничего лучшего даже из доков Ее Величества».
Северные дипломаты сделали охотничью стойку, но поделать ничего не могли: согласно тогдашним международным конвенциям любая нейтральная страна могла строить для участников боевых действий и передавать заказчику невооруженные корабли. Оружия на «Номере 290» не имелось никакого.
И все же Вашингтон надавил - и британское правительство приказало ливерпульским таможенникам задержать судно в порту. То ли умышленно, то ли случайно чиновники опоздали на несколько часов, когда они заявились, оказалось, что «заказ 290» уже вышел в открытое море для «ходовых испытаний», из которых он не вернулся.
Судно подошло к ирландским берегам, там представители верфи сошли на сушу, а на борт поднялся офицер Конфедерации Бэтчер. Уже под его командой «Номер 290» отправился к Азорским островам.
На одиннадцатый день пути в условленном месте ее встретил барк «Agrippina», формально принадлежавший одной лондонской фирме, фактически же — правительству Конфедерации. С этого судна на крейсер были перегружены четыре 32-фунтовых бортовых орудия, а также две вертлюжные пушки — одна 68-фунтовая для стрельбы цельными снарядами, другая — 100-фунтовое нарезное чудовище. В дополнение к этим орудиям «Алабама» получила 100 барелей орудийного пороха, большое количество винтовок системы «Энфилд», два ящика с пистолетами и боеприпасы к ним, а также одежду, запальные фитили, сигнальные флажки, ядра, бомбические снаряды и необходимый запас угля. Пароход «Bahama», прибывший днем позже, доставил еще две бортовые 32-фунтовки, тюк синей фланели для одежды матросов и несгораемый сейф, в котором хранились 50 тысяч долларов в английских соверенах и 50 тысяч в бумажных банкнотах. Обеспечив таким образом свой корабль, капитан Симмс занялся командой.
«Номер 290» перестал существовать - теперь это и был корвет «Алабама» под флагом Конфедерации, с выгравированным на медной накладке штурвала девизом: «На Бога надейся, а сам не плошай» (Aide toi et Dieu taidera).
Только теперь большая часть команды узнала, на какое судно нанялась и чем оно намерено заниматься, - они полагали, что и в самом деле завербовались только на ходовые испытания…
Семмс ничего не скрывая, объяснил, что к чему, и предложил желающим поступить на службу Конфедерации - за оговоренное жалованье и долю «призовых» денег. Часть британских моряков отказалась, часть осталась на корабле. И «Алабама» вышла в море с экипажем из двенадцати южан, одного испанца и семидесяти одного британского подданного (англичане тогда не без оснований считались лучшими моряками на свете).
Покинув окрестности Азорских островов, «Алабама» вскоре известила врага о своем появлении, произведя насколько неожиданных и громких каперских операций.
За время своего двухлетнего вояжа «Алабама» прошла 75 тысяч миль, захватила и уничтожила более 60 торговых судов Союза общей стоимостью в 6 млн. долларов. Однако столь долгое пребывание на активной службе сильно потрепало корабль, и теперь он, как никогда, нуждался в ремонте. Для этой цели Симмс выбрал французский порт Шербур, гостеприимно принявший крейсер южан. «Алабама» вошла в гавань 6 июня 1864 года, а несколькими днями позже у Шербура появился «Кирсарж» во главе с капитаном Джоном Уинслоу.
19 июня 1864 года состоялось морское сражение между «Кирсаржом» и «Алабамой», в ходе которого корабль южан был потоплен. «Кирсарж» сумел взять в плен только 70 моряков с «Алабамы» - тех, кого сам выловил из воды. Капитана Семмса и сорок человек его команды подобрала английская яхта.
Характеристики:
Организация: ВМФ КША;
Изготовитель: John Laird Sons and Company (Биркенхед, Англия);
Начало строительства: 1862 год;
Спущен на воду: 29 июля 1862 года;
Введен в эксплуатацию: 24 августа 1862 года;
Уничтожен: 19 июня 1864 года (потоплен вблизи Шербура);
Водоизмещение: 1054 т;
Длина: 67 м;
Ширина: 9,65 м;
Осадка: 4,26 м;
Двигатели: паруса и паровая машина;
Скорость хода: 13 узлов;
Экипаж: 146 человек;
Вооружение: 1 × 110-фунтовое орудие, 1 × 68-фунтовое орудие, 6 × 32-фунтовых пушек.
hiswar.net
|