Главная » Статьи » Статьи » Археология |
![]() Непременной частью ландшафта высокогорных долин и степей Азии являются многочисленные изваяния. Они безмолвно взирают на нас - одни с укором и затаенной скорбью, другие с лукавой улыбкой и прищуренным взглядом узких глаз. Несмотря на скупость изобразительных средств, изваяния древних тюрок, сохранившиеся до наших дней, удивительно индивидуальны и имеют портретное сходство с конкретными людьми, жившими на Алтае более тысячи лет назад. Давно забыты их имена, но алтайский народ сохранил в своей памяти легенды о кезерах – воинах и их ратных подвигах. ![]() Тюркские каменные изваяния распространены на огромной территории от Урала до Забайкалья. Первые образцы монументальной каменной скульптуры известны уже в начальный период появления на горно-степных пространствах Центральной Азии древних тюрок, создавших свою государственность. Политической основой, а также важным условием консолидации и культурного расцвета алтайских народностей в средневековую эпоху послужил могущественный Тюркский Каганат (VI-VIII вв.). Границы его владений простирались от Кавказа до Забайкалья. ![]() Наиболее реалистичные фигуры представителей тюркской элиты показаны в парадном облачении, с оружием (сабля и кинжал) на поясе, набранном фигурными бляхами. Обычно в правой руке знатного воина изображена чаша или кубок, левая опущена на рукоять сабли. Изваяния, вытесанные из белого мрамора или известняка, в древности раскрашивались, передавая всю цветовую гамму богатого одеяния знатных тюрок. ![]() Все алтайские изваяния обнаружены археологами в древних культовых комплексах, посвященных памяти умерших или погибших в боях тюркских воинов. Они стоят не на могилах, а у каменной оградки – основания небольшого мемориального храма, который представлял собой деревянную каркасную постройку в виде жилища. Подобные сооружения до сих пор возводятся над могилами алтайцев и казахов в Юго-Восточном Алтае. ![]() Скульптура древних тюрок, в той или иной степени испытавшая влияние буддизма, манихейства, маздеизма и развивавшаяся в традициях согдийской художественной школы, сохранила одновременно не только шаманские, но и дошаманские религиозные представления. В этом убеждает реконструкция (по археологическим данным) древнетюркского поминального обряда, в основе которого были заложены не только черты шаманизма, но и древнейшие представления, связанные с культом предков. Отсюда удивительное сходство погребально-поминальных обычаев алтайских тюрок с традиционными похоронными обрядами тюркоязычнх народов Сибири. museum.mmc.nsu.ru | ||
Просмотров: 445 | | |
Всего комментариев: 0 | |