Главная » Статьи » Статьи » Археология

КАМЕННЫЕ ИЗВАЯНИЯ И ОЛЕННЫЕ КАМНИ ВОСТОЧНОГО ТУРКЕСТАНА

 Монументальная каменная скульптура относится к числу важнейших источников по изучению истории и культуры древних и средневековых кочевников Евразийского пояса степей. Одним из районов распространения этих памятников является Синьцзян, особенно его северные уезды. Сведения о каменных изваяниях Джунгарии и попытки их интерпретации можно встретить еще в трудах путешественников начала XX в. Например, Г.Е. Грумм-Гржимайло описывал найденные в горах Богдо-ола «два, стоймя поставленные, крупные осколки филлита, которым искусственно придана была сверху округлая форма. На них отчетливо были выбиты усатые лица монголов. Это были знаменитые «каменные бабы», каких не мало разбросано на всем обширном пространстве юга России, от границ Старой Польши до пределов Саян и Алтая; так далеко на восток их, однако, еще вовсе не находили, и в этом мы должны, без сомнения, видеть весь интерес нашей находки» [Грумм-Гржимайло, 1948, с. 180]). Тем не менее, в течение многих лет более детальная информация о монументальной скульптуре древних и средневековых кочевников Синьцзяна была трудно доступной для российских исследователей из-за слабой изученности данных памятников в самом Китае.

Рис. 1. Изваяния и оленный камень из района Акэцзар – Елман. изваяние из Акэцзар-Сэньтас; 2. изваяние из Баян-Сэньтас; 3. изваяние из Елмана; 4. оленный камень из Баян-Сэньтас; 5. изваяние из Болати; 6. изваяние из Акэцзар.

 Одним из первых материалы о древнетюркских каменных изваяниях Синьцзяна, полученные из работы Ван Цзыюаня (1956), проанализировал Р.Ф. Итс [1958, с. 100–103]. Эти данные были использованы А.Д. Грачом при интерпретации древнетюркских изваяний Тувы [Грач, 1961, с. 57]. В 1960-х гг. исследования по данной теме продолжили Хуан Вэньби, Ли Юйчунь, Ли Чжэн и др. [Синьцзян каогу, 1983, с. 128–136].
  В 1980-х гг. китайскими учеными опубликовано несколько каменных изваяний из долины р. Или в Притяньшанье и из Синьцзянского Алтая [Ван Миньцзе, 1988, с. 16; My Шуньин, Ван Миньцзе, 1985, рис. 285, 286, 288, 289]. Хотя по данным Ван Миньцзе выявлено не менее 200 изваяний, но во всех перечисленных работах опубликовано всего около 10 скульптур. В ходе работы экспедиции ЮНЕСКО по проекту «Шелковый путь» в 1990 г. Ю.С. Худяковым в музеях гг. Хами и Урумчи были осмотрены изваяния, одно из которых изготовлено из оленного камня [Худяков, 1991, с. 71, 72]. В течение последнего десятилетия китайскими учеными издано большое количество изваяний и оленных камней из Синьцзяна. Большинство из них обнаружено в горах Южного Алтая. Ван Линшанем и Ван Бо опубликовано 47 изваяний и 12 оленных камней [Ван Линшань, Ван Бо, 1996, рис. 51–95]. Ли Гожуй и Ци Сяошань опубликовали три каменные скульптуры, одна и которых находилась у оградки [Ли Гожуй, Ци Сяошань, 1997, с. 52, 53]. Несколько каменных скульптур переиздано в альбоме по древнему искусству Синьцзяна [Чжунго Синьцзян, 1994, рис. 337–352].

Рис. 2. Каменные изваяния из района Хайлютань – Акэньгуайтэ 1. изваяние № 1 из Хайлютань; 2. изваяние № 2 из Хайлютань; 3. изваяние из Акэньгуайтэ

 Эти материалы были проанализированы в работах отечественных специалистов. Классификацию изваяний предложил Ю.С. Худяков, который разделил их на четыре типа. По характерным признакам изваяния I и II типов, на которых различимы детали одежды, пояса, украшения, оружие и сосуды, отнесены к культуре древних тюрок. Изваяния без сосудов выделены в III тип. Они имеют существенные отличия от древнетюркских. Изваяния IV типа с изображением только головы или лица подразделяются на несколько вариантов [Худяков, 1998, c. 217–219]. В отношении этнокультурной и хронологической принадлежности изваяний III типа высказаны разные предположения. А.А. Ковалев предположил, что они оставлены предками причерноморских скифов [Ковалев, 1998, с. 24–29]. А.В. Варенов отнес их к эпохе бронзы [Варенов, 1998а, с. 68]. Он же проанализировал оленные камни Синьцзяна [Варенов, 1998б, с. 92].
  Большая группа оленных камней, стел и изваяний, обследованных в уезде Бурцзинь (Бурджин, Бурчум) Синьцзянского Алтая, издана недавно Сюй Юйфаном и Ван Бо [Сюй Юйфан, Ван Бо, 2002]. В научный оборот дополнительно введено четыре оленных камня и 13 каменных изваяний. Скульптуры из Сэньтаса, Хайлютаня и Акэньгуайтэ, опубликованные в данной работе, ранее уже были изданы Ван Лишанем и Ван Бо, [Ван Линшань, Ван Бо 1996, рис. 73, 81, 82]. Авторы предварительно сгруппировали все обследованные памятники не по культурно-хронологическому принципу, а по месту обнаружения, поэтому на одних и тех же таблицах представлены и изваяния, и оленные камни, и стелы, лишь отдаленно по своим очертаниям напоминающие изваяния.

Рис. 3. Каменные изваяния и оленные камни из района Алэбо-Булак – Каньбулои 1. изваяние из Каньбулои; 2. изваяние из Алэбо-Булак, могильник I; 3. изваяние № 1 из Алэбо-Булак, могильник III; 4. изваяние из Цякэботас; 5. изваяние из Байигэ-тобе; 6. изваяние из Томар-Булак; 7. изваяние из Алэбо-Булак, могильник IV; 8. изваяние № 2 из Алэбо-Булак, могильник III.

 Оленные камни обнаружены на трех памятниках: на местонахождениях Баян-Сэньтас и Томар-Булак по одному, на комплексе Кокэкэ – два [Сюй Юйфан, Ван Бо, 2002, рис.2, 4; 4, 6; 5, 2, 3]. Их описание позволяет обозначить на карте новый район распространения данного вида памятников, поскольку ранее в пределах Синьцзянского Алтая они практически полностью фиксировались в его восточных районах, вблизи монгольской границы [Ван Бо, 1995]. Это сравнительно невысокие, прямоугольные в сечении стелы с небольшим набором реалий: тремя косыми линиями на лицевой стороне, кольцами на боковых сторонах и сплошной горизонтальной или прерывистой линией. Все они однотипны. Только на одном оленном камне из Баян-Сэньтаса на лицевой стороне, под прерывистой линией-«ожерельем» изображен меч с прямым перекрестьем и округлым навершием. Ни на одном из бурчумских оленных камней нет изображений животных. Подобные памятники распространены на большей части территории Центральной Азии и относятся к эпохе поздней бронзы [Худяков, 1987, с. 156].
  Каменные изваяния, обнаруженные в уезде Бурчум, относятся к разным типам.
  К I типу изваяний с сосудом в левой руке и оружием на поясе можно отнести скульптуры из Елмана и Хайлютаня. Они изображены в характерной позе, с согнутой в локте левой рукой и сосудом. На одном из изваяний Хайлютаня изображена чарка на поддоне. На рисунке изваяния из Елмана сосуд изображен очень небольшим. Возможно, при снятии копии с изваяния эта деталь не очень хорошо читалась. Правая рука на изваяниях слегка согнута в локте. На скульптурах из Хайлютаня она изображена на рукоятях сабель. На скульптуре из Елмана эта часть повреждена. На всех изваяниях изображен пояс. На одном из изваяний из Хайлютаня имеется каптаргак. У второй хайлютаньской скульптуры отбита голова [Сюй Юйфан, Ван Бо, 2002, рис. 2, 3; 3, 1, 2]. Все три изваяния характерны для древнетюркской культуры VII – X вв. и распространены по всей территории Центральной Азии. В Синьцзянском Алтае они могут относиться ко времени Второго Восточного Тюркского каганата [Худяков, 1998, с. 219].
  Ко II типу изваяний можно отнести скульптуру из Цякэботаса. У нее изображено округлое лицо с округлыми глазами, прямым носом и широким ртом без усов, ожерелье из треугольных подвесок на шее, руки согнутые в локтях, ладонями вверх с растопыренными пальцами. Между ладонями изображен длинный стержень с прямоугольным расширением на нижнем конце (лопата – ?) [Сюй Юйфан, Ван Бо, 2002, рис.4, 4]. Благодаря фестончатому орнаменту на шее, данное изваяние выглядит весьма своеобразно.

Рис. 4. Каменные изваяния и оленные камни из района Кокэкэ 1. изваяние из Кокэкэ, могильник II; 2. оленный камень из Кокэкэ, могильник III, мог. № 1; 3. оленный камень № 1 из Кокэкэ, могильник III, мог. № 2; 4. оленный камень (?) № 2 из Кокэкэ, могильник III, мог. № 2; 5. изваяние из Кокэкэ, могильник III, мог. № 3.

 К III типу изваяний без сосудов, со сложенными на груди руками можно отнести скульптуры из Баян-Сэньтаса, Акэцзара (Акджала), Кэньбулои, Алэбо-Булака (могильник I), Кокэкэ (могильник II), Юйшу-Булака [Там же, рис. 2, 1, 6; 4, 1, 2; 5, 1; 6, 2]. У данной группы изваяний выделена голова с округлой личиной, шея или воротник. Личины имеют изображения носа и с бровями, глаз и рта. Усы не показаны. Под воротником на изваянии из Акэцзара изображен ряд фестонов, украшавших одежду. Руки сложены на груди, правая – выше левой или наоборот. У изваяний из Кэньбулои, Кокэкэ (могильник II), Юйшу-Булак (№ 1) определенно выделены женские груди. В правой руке у персонажа на изваянии из Акэцзара изображен чекан с недлинной рукояткой и коротким острым бойком [Там же, рис. 2, 6], который китайские авторы интерпретируют как бронзовый серп. На изваянии из Акэцзар-Сэньтас показан пояс с широкой пряжкой (согласно иной трактовке – гениталии) [Там же, рис. 2, 1]. На изваянии из Алэбо-Булака (могильник I) на левом боку, под согнутой в локте рукой изображена фигура с округлой головой обрамленной лучами и двумя разведенными в стороны угловатыми отростками, один из которых имеет внутри овал. Это изображение напоминает «солнцеголовых» персонажей с петроглифов эпохи развитой бронзы [Рогожинский, 2001, с. 17]. На уровне глаз личины нанесен дугообразный желобок [Сюй Юйфан, Ван Бо, 2002, рис. 4, 2]. К сожалению, это своеобразное изваяние почему-то не показано анфас, а только в профиль с левой стороны, и с тыльной стороны. Поэтому довольно сложно судить, является ли изображение «солнцеголового» существа синхронным остальным изображениям на данном изваянии или более древним.
  В отношении культурной принадлежности изваяний III типа можно сказать, что они имеют существенные отличия от древнетюркских изваяний I и II типов. Судя по изображению чекана на одном из изваяний, их можно, предварительно отнести к раннему железному веку и сопоставить с традицией установки изваяний скифских и сарматских племен [Ольховский, Евдокимов, 1994, с. 50; Ольховский, 1999, с. 248; Соломатина, 1995, с. 109]. Со скифскими восточно-туркестанские изваяния сближаются по характерной манере расположения согнутых в локтях рук, одна над другой и полуокружности на груди и на лопатках. В то же время, Сюй Юйфан и Ван Бо, трактуя чекан как серп, к которому добавляется «лопата» изваяния из Цякэботаса, считают это достаточным основанием для отнесения данных скульптур к эпохе бронзы, когда часто встречались подобные виды бронзовых орудий.

Рис.5. Изваяния из района Юйшу-Булак – Буланай 1.изваяние из Буланай; 2. изваяние из Юйшу-Булак № 1; 3. изваяние из Юйшу-Булак № 2.

 К IV типу изваяний с изображением головы или личины относятся скульптуры из Болати, Акэньгуайтэ, Алэбо-Булак (могильник III, № 1), Буланай [Сюй Юйфан, Ван Бо, 2002, риc.2, 5; 3, 3; 4, 3]. На большинстве изваяний изображена безусая личина, на которой показаны брови, глаза, нос, рот и овал лица. Лишь на изваянии из Буланая изображен приостренный к верху головной убор, брови соединены с носом, углублениями вокруг носа показаны щеки. Под носом – узкие усы с загнутыми вниз концами; овал лица отделен от туловища углублением, образующим шею и плечи; двумя горизонтальными линиями показан пояс [Там же, рис. 6, 1]. Данное изваяние имеет черты сходства со скульптурами древнетюркской культуры. Вероятно, к их числу должны также относиться изваяния с личинами из Болати и Акэньгуайтэ. Подобные изваяния широко распространены по всей Центральной Азии [Евтюхова, 1952, рис. 1, 3; 6, 1; 8, 1; 13, 1, 2; 52, 1, 2]. Изваяние с личиной из Алэбо-Булака может относиться к эпохе раннего железа, поскольку оно установлено у могилы, так же как и изваяние III типа на этом же памятнике. С могильника Алэбо-Булак происходит еще две стелы, у которых намеренно подработана верхняя часть, образующая очертания округлой головы [Сюй Юйфан, Ван Бо, 2002, рис. 3, 7, 8]. Эти стелы также были установлены у могил.
  Сюй Юйфаном и Ван Бо опубликовано еще несколько стел и плохо сохранившихся скульптур, отнесение которых к определенному периоду или культуре является проблематичным.
  Материалы, собранные этими китайскими учеными свидетельствуют, что традиция установки каменных стел и изваяний существовала в обследованном ими уезде Бурчум в Синьцзянском Алтае в эпохи поздней бронзы, раннем железном веке и древнетюркское время. Оленные камни и древнетюркские изваяния являлись изображениями воинов, устанавливавшихся на поминальных комплексах. Сложнее судить об изваяниях раннего железного века, поскольку по сведениям китайских исследователей они устанавливались у могил. Для уточнения их назначения, хронологии и культурной принадлежности необходимо привлечение материалов из раскопок этих памятников.

 www.sati.archaeology.nsc.ru

Категория: Археология | Добавил: admin (25.03.2016)
Просмотров: 728 | Теги: восточный, туркестан, каменные, изваяния | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
КТО ИЩЕТ, ТОТ ВСЕГДА НАЙДЕТ. ИЩИТЕ И ОБРЯЩИТЕ.
Регистрация / Вход
Здравствуйте, гость.
Мы просим Вас зарегистрироваться на нашем сайте, или войти под своим логином для общения на сайте и скачивания файлов.
Закрыть