Главная » Статьи » Статьи » Археология |
В результате широкомасштабных разведочных работ, осуществляемых в последние годы Звенигородской археологической экспедицией в Одинцовском районе Московской области, был выявлен уникальный археологический комплекс, расположенный близ современной деревни Хотяжи, в 20 км к юго-западу от Звенигорода. ![]() При обследовании ближайшей округи правобережного поселения 80 м к западу от границы распространения культурного слоя, в 1999 г. были обнаружены следы полностью распаханного древнерусского курганного могильника, который располагался среди пойменной луговины, лежащей между излучиной старицы и речным руслом. Здесь было собрано большое количество разнообразных находок , а также единичные фрагменты круговой древнерусской керамики, разрозненные (в том числе кальцинированные) человеческие кости. На наличие остатков погребений указывала находка массивного литого широкосрединного перстня с сохранившейся внутри фалангой пальца человека. Находки встречались приблизительно в том месте, где на подробных топографических картах масштабов 1:50 000 и 1:100 000, отражающих состояние местности на 60-80 гг. XX в., показаны условные обозначения курганов. Судя по всему, эти курганы относились к известному ранее могильнику, расположенному в окрестностях бывшей деревни Мышкино, сожженной во время фашистской оккупации в ноябре-декабре 1941 г.. Так, по сведениям С.К. Богоявленского, здесь имелась курганная группа, состоявшая из двухнасыпей. По данным Р.Л. Розенфельдта, близ бывшей деревни Мышкино, на правом берегу р. Москвы, среди пахотного поля, к 1957 г. располагались пять курганов. ![]() Однако, при составлении новейшего свода археологических памятников Московской области, вышедшего в 1994 г. (АКР, 1994), курганов у бывшей деревни Мышкино ни среди сохранившихся памятников, ни в числе утраченных указано не было. Действительно, к настоящему времени никаких наземных (рельефных) признаков находившихся здесь ранее курганов не сохранилось, однако коренные жители старшего поколения деревень Никифоровское и Хотяжи хорошо помнят о существовавшие у реки невысоких округлых холмиков или бугров, называвшихся ими «французскими могилами». ![]() В процессе раскопок, проведенных на этом участке были выявлены остатки подкурганных погребений, черты погребального обряда которых имеют чрезвычайно интересные и редкие для Подмосковья особенности. В заполнении ровика были встречены древесный уголь,отдельные кости крупных животных, оплавленные и деформированные под воздействием огня предметы, различные украшения, кальцинированные кости человека, фрагменты лепной и круговой древнерусской керамики XI - первой половины XII в. В числе находок следует отметить пережженные хрустальную и сердоликовую призматические бусины, фрагмент подковообразной фибулы, обломок ледоходного шипа, бронзовую лировидную пряжку, крестопрорезные бубенчики, кованый широкосрединный перстень с орнаментом «волчий зуб» , железные швейную иглу и кочедык. ![]() В 2002-2003 гг. раскоп I был расширен еще на 80 кв. м. В результате общая площадь, исследованная в этой части некрополя, составила 160 кв. м. В пределах нового вскрытого участка были изучены часть межкурганного пространства и два заплывших ровика, окружавших несохранившиеся насыпи. В заполнении ровиков встречены остатки ритуальных тризн и очистительных костров, состоящих из прослоек и скоплений угля, пятен прокала почвы, костей домашних животных, фрагментов круговой и лепной древнерусской керамики. Здесь же были найдены два развала круговых горшков, значительное количество кальцинированных костей, а также ряд целых и деформированных в огне предметов - крестопрорезные бубенчики, ременная пряжка, бронзовая орнаментированная подвеска, широкорогая лунница с ложной зернью, дротовый браслет, золоченая ребристая бусина, амулеты из астрагалов бобра и зубов животных, бесформенные слитки и капельки металла от расплавленных украшений. В пахотном слое, перекрывавшем заполнение рвов, были найдены остатки разрушенных погребений, в виде разбитых плугом костей человека, фрагментов керамики и различных украшений (бубенчики, перстни, бусы, фрагменты витых браслетов, бронзовые лировидные пряжки. При сборах подъемного материала, в пахотном слое были найдены амулет-топорик, пластинчатый конек, крест-тельник с «грубым» распятием, поясные накладки, перстни, широкорогая лунница , различные привески, семилопастные височные кольца ранних и развитых типов. ![]() Раскоп 2 площадью 44 кв. м был заложен на западной периферии могильника. В процессе работ 2001-2002 гг. здесь вскрыта часть основания крупной курганной насыпи и южная часть околокурганного ровика шириной 3,2 м. В пахотном слое были найдены разбитые плугом кости человека, древнерусская круговая керамика, а также происходящие из разрушенных погребений бусы, рубчатые перстни, семилопастные височные кольца первой половины XII в.. На дне ровика (на глубине 1,2 м от уровня дневной поверхности) расчищено уникальное для данного региона погребение коня, в ногах которого найден древнерусский нож с узким клиновидным лезвием. Скелет животного имел западную ориентировку, голова повернута к северу (в сторону кургана). Конь (жеребец, около 4 лет) лежал на левом боку, с подогнутыми к корпусу ногами, левая задняя нога перерублена под скаковым суставом, что, вероятно, было сделано с целью ритуального стреноживания животного после его умерщвления. Поза аккуратно уложенного в курганный ровик животного свидетельствует о его захоронении до начала трупного окоченения. По-видимому, конь был умерщвлен сразу перед погребением и в непосредственной близости от этого места (возможно, прямо на краю ровика). ![]() Погребения с конями, как и отдельные безынвентарные захоронения коней, известны главным образом там, где славянское население контактировало с балтскими или финноугорскими племенами. Погребальный обряд с захоронением коней находит наибольшее число аналогий на северо-западе Восточной Европы, где эта традиция, так же как и обычай ритуального погребения коней отдельно от их хозяев наблюдаются с конца I тыс. до н. э. вплоть до ХIII-ХIV вв. Погребения с конем на территории Юго-Восточной Прибалтики уходят корнями в эпоху родовых отношений и являются балтским этнографическим признаком, характерным для литовцев, пруссов, ятвягов, жемайтов (Прошкин, 1995. С. 117-118). Таким образом, захоронение коня в курганном некрополе у деревни Хотяжи можно предположительно связать с коренным местным населением, имеющим балтскую принадлежность. Как известно, Подмосковье является регионом с мощным слоем балтской гидронимики. Русские летописи под 1068 и 1147 гг. упоминают здесь (в бассейне р. Протвы) балтское племя голядь, которое было реликтом древнего населения Восточноевропейской равнины. Но, поскольку характерные этнографические черты голяди к началу II тыс. н. э. оказались сильно размытыми вследствие активной славянизации региона, то упомянутое выше захоронение коня является пока единственным погребальным комплексом, который уместно связывать с этой племенной группой. ![]() 1. Материалы площадных сборов, анализ разновременных картографических источников, а также сведений, полученных от местных жителей, позволили определить приблизительные границы и площадь некрополя, которая составляет не менее 2,5 га. ![]() 2. Открытый могильник является одним из ранних в Подмосковье, возникновение которого следует относить к концу X - первой половине XI в. Так, среди найденных здесь вещей, имеющих широкие датировки, можно выделить несколько предметов, верхняя граница существования которых не выходит за пределы середины XI в. В первую очередь, к ним относится УНИКАЛЬНАЯ для Подмосковья ажурная подвеска так называемого гнездовского типа. Подвески с изображением фантастического зверя в стиле Еллинг, с вытянутой шеей и раскрытой пастью, сопровождали трупосожжения в Гнездовских и Владимирских курганах (Успенская, 1967. С. 106; Седова, 1997. С. 67). В собрании ГИМ имеется почти точный аналог подмосковному экземпляру, происходящий из клада 950-х гг., который был найден при раскопках Гнездовского поселения в 1993г. (ГИМ.№ 108648. Оп. 2683/19). Изысканные, дорогие и эффектные украшения, выполненные в стиле Еллинг, были рассчитаны на достаточно изощренное, подготовленное художественное восприятие. В Северной Европе эта разновидность орнаментики получила распространение в 870-1000 гг. (Лебедев, 1985. С. 129-130). К этому же кругу древностей относятся еще две подвески - массивная литая с изображением волют и монетовидная ложнозерненая - являющиеся подражанием дорогим филигранным и зерненым украшениям из ранних курганов и древнерусских кладов второй половины X - XI в. (Корзухина, 1954. Табл. VII). ![]() 3. В могильнике у деревни Хотяжи можно выделить как минимум два типа погребений: зафиксированы как остатки редких для Подмосковья трупосожжений (кальцинированные кости, оплавленные и деформированные под воздействием огня украшения), так и трупоположений на материке или в неглубоких могильных ямах, которые были разрушены многолетней распашкой. Четкое хронологическое различие между погребениями по способу ингумации и кремации проследить не удалось, равно как и их количественное соотношение в могильнике. Поздние захоронения в глубоких подкурганных ямах вполне могут находиться ниже горизонта пахотного слоя, выявить которые в дальнейшем удастся лишь широкомасштабными раскопками. vk.com/rus_kievskaya | ||
Просмотров: 1262 | | |
Всего комментариев: 0 | |