Главная » Статьи » Статьи » Археология |
Крест, гордо стоящий на одном из холмов, на границе тверской и новгородской областей, условно был назван в начале века, с легкой руки профессора ТвГУ Ю.Смирнова – ВЕЛИЛЬСКИМ. ![]() Этот крест и стал предметом наших изысканий. Казалось бы, прошло всего 15 лет с тех пор, когда о нем было крейнее упоминание. Но этого вполне достаточно, чтобы потерять его навсегда. И это не красивые слова, это реалии наших дней. Сложно оспаривать доводы профессора, изложенные в его статье газеты «Вече Твери» от 04.04.2001г., но всегда есть повод усомниться. Собственно, глодали не сомнения в доводах, а просто желание посмотреть на это достояние истории и простая любознательность. Пощупать этот знаменитый «путь из ваяг в греки». Большую помошь в организации поездки и поиску креста нам оказал краевед-энтузиаст, инженер природного заказника «Исток Волги» Тютин А.В.. Сегодня добраться до велильского креста с тверской стороны можно разве только на вездеходе и только в хорошую погоду. Тех дорог и тех деревень, что были еще 15-20 лет назад найти практически невозможно. Еще сложнее найти людей, которым интересны подобные артефакты или вообще тех, кто интересуется историей края. Просто выбрать дорогу по карте и по ней доехать до вышеобозначенного населенного пункта не получится. Старых грунтовых дорог и деревень не видно даже со спутника в Гугле. Есть «грунтовки», по которым передвигаются лесовозы, но эти направления строятся по другому принципу. Сегодня на дорогах по границе тверской и новгородской областей гораздо чаще можно встретить большегрузы с дровами, чем автобусы. Верным ориентиром некогда существовавшего поселения служат густые заросли борщевика. Вся окраина области плавно, но уверенно, превращается во всёпоглощающий хаос – бесформенную совокупность материи и пространства. Поэтому, помощь человека, знающего окрестности и дороги, в данном вопросе просто необходима. ![]() Всё что осталось от деревни Верхний Ополец Работы по изучению каменных крестов стали появляться во второй половине XIX в. и они касались либо конкретных каменных крестов (В.И. Колосов), либо выходили в составе работ, посвященных истории различных объектов христианского культа (труды архимандрита Макария, работа И.Малышевского) Первые попытки систематизировать и классифицировать каменные кресты с научной точки зрения были предприняты только в начале ХХ в. А.А.Спицыным и И..А. Шляпкиным. Вопросу каменных крестов уделялось внимание и в наше время. Известны труды по каменным крестам Псковской области у В.В.Седова, Б.Н. Харлашова, А.Р.Артемьева, В.М. Рожнятовского, В.В. Панченко, по каменным крестам в Карелии – М.М. Шахновича, по каменным крестам в Эстонии – Ю.П. Мальцева. Кроме того, существуют и другие статьи, посвященные каменным крестам, но во многих работах встречаются не только ошибки, но и явные заблуждения, которые копируются и размножаются в околонаучной среде. Так утверждение В.В. Кавельмахера, что «надгробных каменных крестов в современном смысле слова Древняя Русь не знала», просто не соответствует действительности, поскольку намогильными являются более 97% из осмотренных нами каменных крестов. ![]() Недостатков в описании Велильского креста достаточно. Но собственно и информации о нем тоже не много. По этому, чтобы доказать его явную историческую ценность, надо провести еще большую работу. Велилы один из древнейших населённых пунктов Новгородской области, о чём свидетельствует большое количество археологических объектов близ села: селище, две сопки, курганная группа (VI—IX вв.) и жальник. Велилы упоминаются в Новгородской первой летописи, в списке « А се имена всЂм градом Рускым, далним и ближним … ДЂмяна, МолвотицЂ, Березовечь, Стержь, Морева, Велиль, Лукы, Руса, Куръ на Ловоти… ». Волость Велиля в Деревской пятине Новгородской земли, центром которой было нынешнее село, занимала территорию, ныне находящуюся не только в Марёвском районе, но и в Холмском районе Новгородской области, а также на севере Пеновского и Андреапольского районов Тверской области. До 1406 года чаще упоминается как Велилля. В 1540-х годах был учреждён и Велильский ям (нынешняя деревня Ям, близ Велил). В списке населённых мест Демянского уезда Новгородской губернии за 1909 год село Аполец, деревняАполец (Воронье Крыло) и погост Аполец указаны как относящиеся к Велильской волости уезда. Интересна этимология названия н.п. Велилы и Аполец. В XV в. Велилы, по-видимому, входил в волость Морева, которая платила налог («черную куну») в литовскую казну [Янин 1998: 12], позднее, в 1495 г., обозначена как «волость великого князя Велиля». Первичные формы ойконимов – Велиль, Велиля – достоверно трактуются как йотово-посессивные производные от личностных имен Велилъ, Велило, Велила. Исходное имя, в свою очередь, выступает гипокористикой, осложненной суффиксом -ил- (как др.-рус. Добрило, Жидило, Радило, Гостилъ и др.), на базе композита с начальным Вел- (к *velьjь ‘большой, многий’). Ополец, “окающий” вариант, позже утраченный, что сближает местные холмские говора с “акающими” псковскими. В старину “опольем” называли край поля, или земельный участок, расположенный на краю поля, в уменьшительном варианте “ополец”. Это отступление больше для эрудиции. На основании исторических доказательств, что населенный пункт Велилы, в окрестностях которого расположен данный крест, берет свое начало в глубокой древности, есть все основания полагать, что и сам крест был изготовлен и установлен достаточно давно. Мы имеем исторические доказательства, что в данном районе были проложены волоки направления «пути из варяг в греки». Правда, не совсем поддающиеся пониманию, если смотреть на карту сегодня. Гораздо логичнее можно объяснить расположение Стерженского креста и креста из Берёзова Городища (найденного С.Н.Ильиным), как ориентиров водного пути. Который проходил по озеру Селигер, волок до оз. Песчинка (2-3 км), далее по р.Песчинка, р.Щебериха, р.Пола и оз.Ильмень. ![]() Сложнее объяснить расположение Велильского (Аполецкого) креста, от которого до истоков р. Большой Тудер волок не менее 4-5 км., далее р.Кунья, оз. Ловать. Но если логика маршрута Новгород – Селигер (Стерженский крест) – Волга понятна, то маршрут Новгород – Велилы ставит большой вопрос. Так как от н.п. Велилы на юго-восточном напрвлении сплошные болота до Торопца, Андреаполя и Пено. Конечно, всегда в подобных изысканиях надо учитывать климатические условия того времени, соответственно уровень воды и русла рек прошлых веков. Сомневаюсь, что сегодня, кто-либо сможет с уверенностью показать русла малых рек той поры. Сделать вывод, что Велильский крест не мог быть ориентиром для волока на участке «пути из варяг в греки», я не могу. Как и объяснить его предназначение. Подобных крестов в окрестностях Волговерховья найдено несколько. Хорошо описан Тороповский крест (деревня Торопово на берегу Западной Двины) перевезен в Андреапольский крапеведческий музей. Стерженский крест (стоял некогда при впадении Волги в озеро Стерж) перевезен в Тверской краеведческий музей. ![]() На кресте имеется надпись с проставленной датировкой – 14 июля 1133 год : «в л(ет)о 6641 м(е)с(я)ця июля 14 д(е)нь почяхъ рыти реку сю язъ иванко павловиць и кр(е)стъ сь поставхъ». Упомянутое на кресте имя индентифицируется с Иванко Павловичем, новгородским посадником 1134—1135 гг., погибшим во время битвы на Ждановской горе. Как предполагается, крест был поставлен в верховьях реки Волги при впадении её в озеро Стерж как напоминание о проделанных работах по углублению русла реки Волги. Лопастицкий (Витбинский) крест (находился на берегу протоки из Лопастицкого озера в озеро Витбино) подарен Тверскому краеведческому музею С.П.Уткиным в 1880г. Все были обнаружены на «древних водных путях Верхнего Поволжья» (Колосов В.И. – Тверь, 1890). У всех крестов основанием служил крупный камень прямоугольной формы, размером 55 х 45 см. и толщиной от 20 до 25 см. В центре камня выдолблено квадратное гнез-до размером 22 на 23 см. глубиной 15 см. Похожее основание найдено около в 2014 году в д. Рясна Старицкого района, краеведом А.Волнухиным. Велильский или Аполецкий крест представляет собой полный аналог перечисленного. В средние века в наших северо-западных областях большое распространение получили валуны и каменные кресты, которые выполняли самые, что ни на есть земные, зачастую практические функции: указывали на границы владений, служили топографическими ориентирами, а выбитые на них знаки и надписи обозначали знаки собственности или указывали на какие-либо памятные события. Так, на камне «Крестовик» («Рюриков камень» у деревни Волговерховье) хорошо сохранились «грань» – древнерусский межевой знак, известный по документам с XIV в., и тамга Рюриковичей (ХII-ХIII вв.) и очень плохо «след великана». Следы великанов на известных камнях меньше, но всё равно впечатляют. Так, на камне «Крестовик» (район Селигера) он составляетболее 50 см, примерно такого же размера другой след в Псковской области возле деревни Сохново (57 см.) ![]() Такие памятники называют межевыми, памятными, путевыми в зависимости от их назначения. В одном из старинных актов 1591 года читаем: «Лежит граница. Усвячею рекою уверх до Синего каменя на правую руку на суходол, тым суходолом… на мох чмотый, прозываемым Любовицким». А вот выдержка из другого документа – Мировой грамоты, подписанной крестьянами-смердами с боярином Григорием Семёновичем в 1375 году об установлении границы крестьянских и боярских земель: «…да Анусарою рекою вверх на Великий камень». Здесь камни выступают в роли топографических ориентиров, своеобразных пограничных столбов. А так называемые Борисовы камни явно выполняли путевую роль. Лежат они в русле р. Западная Двина в районе белорусского города Полоцка. На камнях выбита надпись: «Господи, помози рабу своему Борису» с изображением православного креста. Как установил первый исследователь камней А. Сапунов (1890 г.), эти надписи сделаны во время княжения полоцкого князя Бориса Всеславовича (умер в 1128 г.). Камни лежат на бурном порожистом участке реки, и когда кормщики приближались к нему, они выходили на берег, совершали молитву и просили у Бога благополучного сплава. Так что одновременно с путевой функцией эти валуны играли роль и своеобразных магических камней-оберегов. Путевое и межевое значение некоторых валунов подтверждают и каменные кресты, которые ставили на древних водных путях и волоках. К такому же типу крестов можно отнести и Тороповский крест, и Стерженский крест, и Лопастицкий (Витбинский) крест, а также Аполецкий из деревни Верхний Аполец Андреапольского района, который находился на волоке между р. Пола и бассейнами 3ападной Двины и Волги. («Дорога к истоку» А.Попов) На камнях встречаются и другие знаки, зачастую трудно поддающиеся расшифровке. Среди них камни с изображениями стрелок, решёток, различных геометрических фигур. Возможно, это просто подсказки для путника. На Велильском кресте есть шесть углублений круглой формы, глубиной до 2 см. Очертаний какой-либо фигуры они не определяют. Есть предположение, что это следы от пуль горе охотников. Свое местоположение, пусть и незначительно, он утратил. Как и направление по сторонам света. До сих пор учёные не знают, где находится летописный Игнач Крест, до которого дошли полчища Батыя и повернули назад. Некоторые считают, что каменный крест из деревни Верхний Аполец (Андреапольский район Тверской области) тоже один из кандидатов на это открытие. Возможно они и правы. ![]() Задача выполнена, Аполецкий (Велильский) крест найден. Но, … Что дальше? Окружающая обстановка подсказыают, что если данный артефакт истории не найдет достойного места в ближайшее время, мы его можем просто потерять навсегда. Вопрос о его доступности для простого созерцания уже сегодня под большим вопросом. Хорошо видно, что его пытались передвинуть, совершенно недавно. Следы свежей глины и выкопанная «подошва», с подложенными досками явно указывают на это. Просто на тот момент «товарищи» недооценили его вес и свою силу. tverigrad.ru | ||
Просмотров: 1202 | | |
Всего комментариев: 0 | |