Главная » Статьи » Статьи » 2-ая Мировая война 1939-1945 гг. |
Роль автомобильного транспорта в годы Великой Отечественной войны переоценить трудно. Огромный объем грузоперевозок, равный 625 млн. т грузов, в условиях боевой обстановки, днем и ночью, в мороз и распутицу, говорит сам за себя. А мужество водителей и массовый их героизм, проявленный на войне и в тылу, достойны вечной памяти и уважения потомков. ![]() Индустриализация, проведенная в СССР в 30-е годы, предусматривающая создание крупных автомобильных производств в Горьком и Москве, в рекордный исторический срок позволила обеспечить народное хозяйство и армию грузовыми автомобилями, сформировать новую отрасль – автомобильный транспорт, а также существенно поднять уровень моторизации армии. В 1937 году по выпуску грузовых автомобилей (180 тыс. за год) наша страна вышла на первое место в Европе, опередив такие страны, как Англия, Франция и Германия. Планировалось, что уже в 1942 году общий выпуск автомобильной техники в СССР достигнет 400 тыс. ед., причем, начиная с этого года, начнется производство моделей нового поколения, существенно более производительных и экономичных. Война разрушила эти планы. Четыре завода автомобильной отрасли СССР (московские ЗИС и КИМ, горьковский ГАЗ и ярославский ЯАЗ) должны были срочно переориентироваться для нужд фронта, включая освоение выпуска новой военной продукции. ![]() ЗИС-5В – упрощенный вариант «трехтонки» ![]() Производство ЗИС-5В наладили в Ульяновске, Миассе и Москве Московский завод им. Сталина выпускал 3-тонные грузовики ЗИС-5, 4-тонный, 3-осный ЗИС-6, газобаллонный ЗИС-30 и газогенераторный ЗИС-21. Полноприводный 2-осный ЗИС-32 только начали осваивать, более современные модели проходили испытания и стадию подготовки к производству. Когда враг подошел к воротам столицы, было принято решение об остановке автомобильного производства и эвакуации оборудования и сотрудников предприятия в города Миасс, Ульяновск, Шадринск, Челябинск, Троицк и Ирбит. Всего в тыл было отправлено 12 800 единиц оборудования на 7708 вагонах и платформах. С завода было эвакуировано 6907 рабочих, инженерно-технических работников и служащих, а с членами их семей – 14 166 человек. Кадры московского ЗИСа стали основой новых коллективов автозаводов на востоке СССР. В распоряжении директора московского ЗИСа И.А. Лихачева был специальный самолет, курсирующий между автозаводами Урала, Поволжья и Москвы. ![]() «Полуторки» по Ладоге двигались с открытой водительской дверью ![]() Тягач Я-12 выпускался Ярославским автозаводом В отличие от ЗИСа Горьковский автогигант, выпускавший для армии в основном «полуторки» ГАЗ-ММ и трехоски ГАЗ-ААА, эвакуации не подлежал. Его задача была максимально увеличить объемы производства и параллельно с этим освоить военную технику, а также вооружение и боеприпасы. Еще весной 1941 года на заводе был разработан разведывательный вездеход Р1, в дальнейшем ставший основой легендарных ГАЗ-64 и ГАЗ-67Б, по ряду показателей превосходящих американские аналоги фирм Bantam и Willys. Конструкция автомобиля ГАЗ-64 была разработана коллективом, возглавляемым В.А. Грачевым, за рекордно малое время – 51 день. Вместе с полугусеничным ГАЗ-60, санитарным трехосным автобусом ГАЗ-05-193 и шасси для броневиков БА-10 на фронт поступали очень удачно сконструированные бронеавтомобили БА-64, которые помогали в ратном деле разведчикам, а также выполняли роль командирского автомобиля. ![]() ГАЗ-64 в роли тягача легких артсистем ![]() В минуты передышки В июне 1941 года на московском заводе им. КИМ шла напряженная работа по освоению выпуска малолитражного автомобиля КИМ 10-52. Для нужд Красной Армии завод выпускал коробки передач тяжелого мотоцикла М-72, но уже с июля выпуск довоенной продукции был прекращен. Из оставшегося резерва комплектующих было собрано некоторое количество автомобилей КИМ-10 с упрощенным кузовом, получивших неофициальное название «Тачанка». А основным видом продукции предприятия стали реактивные снаряды калибра 132 мм для установок залпового огня БМ-13. В октябре завод был эвакуирован в Свердловск, где совместно с Танковым заводом № 37 с 1 декабря приступил к выпуску легких танков Т-60 и снарядов для авиационных пушек. В цехах московского завода в течение военных лет был развернут ремонт танковых двигателей В-2, а затем и выпуск запчастей к автомобилям, поступающим по ленд-лизу. ![]() БА-64 – удачный бронеавтомобиль, применявшийся в разведке и в качестве командирской машины ![]() В Горьком кроме автомобилей собственной разработки собирали легкие танки и ленд-лизовские грузовики В годы войны ЗИС-5 и ГАЗ-ММ выпускались в упрощенном виде. Это позволяло ускорить их производство и экономить дефицитные материалы. Вместо сложной формы штампованных крыльев машины снабжались сварными Г-образными. Передний бампер и правая фара отсутствовали. Тормоза устанавливались только на задние колеса. У кузова открывался лишь задний борт. На грузовиках ГАЗ-ММ с 1942 года монтировалась упрощенная кабина с брезентовым верхом и брезентовыми пологами вместо дверей. В 1943 году ее заменила деревянная закрытая кабина с крышей, обтянутой брезентом. ЗИС-5 военного времени, получивший индекс ЗИС-5В, имел также деревянную кабину с верхом из дерматина, натянутого на рейки. ![]() Особо тяжело было в осеннюю и весеннюю распутицу ![]() Колонна полноприводных машин Studebaker US6 уверенно преодолевает снежную целину Отдельно стоит воздать должное «полуторкам», которые были значительно легче, чем ЗИС-5, и реже проваливались под лед. В особо критические дни, когда в Ленинграде оставался запас хлеба на 3 – 4 дня, только ушедшие на дно Ладоги ГАЗ-ММ с мукой, недоехавшие до Северной столицы, удавалось поднимать при помощи несложных механизмов, закрепленных на деревянных плотах вокруг полыньи. Трудно вообразить сложность подобных операций, и эти «полуторки» с мукой, которую потом высушивали и пекли из нее хлеб, стали спасительницами для десятков измученных ленинградцев, находившихся на грани голодной смерти. «Дорога жизни» просуществовала 142 дня. За это время автомобили доставили в Северную столицу около 600 т грузов, прежде всего продовольствия, и эвакуировали 6 тысяч, спасли от смерти 700 тысяч ленинградцев. ![]() «Катюши» БМ-13 в основном использовали шасси Studebaker ![]() Трудные дороги войны победоносно привели к Берлину В сентябре 1942 года, накануне зимы, первые ЗИС-42 поступили на фронт. Известно, что они воевали под Сталинградом, а сняли их с производства в 1944 году, изготовив 6372 автомобиля. Во II квартале 1942 года на московском автозаводе ЗИС началась сборка импортных грузовиков из машинокомплектов, получаемых по ленд-лизу. В основном это были Studebaker US6, на которых монтировались реактивные минометы «Катюша», среди других - грузовики Dodge, Chevrolet, GMC Подобная работа проводилась и на Горьковском автозаводе. comtrans.biz | ||
Просмотров: 436 | | |
Всего комментариев: 0 | |